Базой нормального функционирования дизельного мотора, в особенности современного, отличающегося повышенными требованиями по экологии, выступает высокое топливное давление для наиболее тонкого распыла форсунками. Также на данном принципе основывается и точное регулирование цикловой подачи. Если же в систему проникает воздух, обладающий сжимаемостью, то необходимого давления и количества топлива добиться не получится. Подобное явление объясняется завоздушиванием топливной аппаратуры и в итоге оно провоцирует неполадки в работе ДВС, вплоть до его полного отказа.
Основные признаки того, что в топливную систему попадает воздух
В первую очередь сниженное давление в системе впрыска приведет к общей нестабильности функционирования дизеля. Зачастую оно проявляется такими симптомами:
- мотор запускается с затруднениями, к тому же холодный лучше, (если сравнивать с горячим), вплоть до нормального старта зимним утром, но при этом полный отказ заводиться в летнюю пору;
- двигатель в любой момент может заглохнуть и затем его сразу запустить почти невозможно;
- пропадает тяга, снижаются мощность и крутящий момент;
- дизель через определенное время после запуска не способен удерживать обороты холостого хода, на нажатие педали газа реагирует «троением», а после ее отпускания – попытками заглохнуть.
Все вышеперечисленное свидетельствует о поступлении вместе с горючим пузырей воздуха, что нарушают деятельность форсунок и топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Вероятные места подсоса воздуха
Вследствие длительной эксплуатации либо некачественно выполненного ремонта топливные соединительные магистрали начинают пропускать воздух:
- гибкие шланги обычно функционируют в условиях вибраций и при неудовлетворительном качестве материалов, начинают растрескиваться и усыхать;
- трубопроводы повреждаются коррозийными процессами, оксидированию подвержены и черные металлы, и сплавы из алюминия, силуминовые составляющие легко трескаются;
- сборка фланцев механизмов производится на герметиках или прокладках, через время такие материалы дают усадку и утрачивают упругость.
Сегодня во всех системах топлива применяются сложные эффективные фильтры, нередко с пробками и отстойниками. В них скапливается вода, образуется коррозия. Частые операции демонтажа с целью замены фильтров и устранения воды усложняют ситуацию и постепенно приводят к повышению вероятности утраты герметичности.
Расположение подкачивающего насоса в блоке вместе с ТНВД формирует больше условий для воздушного подсоса в подающую магистраль, нежели его компоновка в баке с топливом. Вместе с тем, при пустеющем баке насос способен начать подхватывать воздух и там.
Для точного определения места подсоса можно подать горючее прямо в ТНВД, далее через штуцер обратки вакуумом откачать воздух полностью до появления прозрачной чистой жидкости. Затем запускается мотор, питается из подставленной емкости и на несколько часов останавливается. Если в подобной конфигурации следующий запуск произойдет успешно и двигатель будут работать исправно, то это значит, что воздух проникает через трубопроводы от бака.
Проверка состояния непосредственно ТНВД выполняется размещением топливной емкости ниже либо же выше штуцера. Если на входе имеется разрежение, неисправный ТНВД будет выводить воздух на форсунки. Это и подтвердит его вину.
Как убрать воздух
На некоторых двигателях для прокачки устанавливают ручной вариант насоса. В случае его отсутствия придется во время функционирования стартера задействовать штатные средства. Параллельно аккумулятору лучше подсоединить пускозарядное устройство. Прокачка осуществляется после ликвидации причины воздушного подсоса.
Прокачка фильтра реализуется ослаблением штуцера, предназначенного для этого, или же пробки на корпусе. Процесс считается завершенным, как только через фильтр перестают выходить воздушные пузыри.
Для ремонта ТНВД оптимально производить прокачивание насоса через магистраль обратки. Попытки прокачать ТНВД, запустив мотор от мощного буксира, лучше не предпринимать.
Также, некоторое количество воздуха обычно задерживается в топливных магистралях форсунок. Оттуда оно естественным путем удалится со временем, но только когда получится запустить мотор (это не всегда реально на практике).
С целью профилактики попадания воздуха в исправно работающую топливную систему полностью вырабатывать горючее из бака никогда не стоит.