Common Rail – инновационная система впрыска последнего поколения. Системой оснащаются автобусы, грузовые автомобили, спецтехника. Common Rail позволяет силовым агрегатам развивать максимальную мощность при низком потреблении топлива. Система на 30% снижает шум двигателя и токсичность выхлопных газов, а также имеет широкий диапазон рабочих настроек.
Конструкция и принцип работы впрыска Common Rail
В отличие от других систем впрыска Common Rail не зависит от частоты вращения коленвала. Горючая смесь находится в топливном накопителе под высоким давлением и готова к впрыскиванию в цилиндры ДВС.
В состав системы входят компоненты:
- фильтр тонкой очистки;
- помпа высокого давления;
- аккумулятор топлива;
- форсунки с ЭБУ;
- топливопросод.
Управление системой впрыска выполняется с помощью электронного блока ECU. Водитель или оператор спецтехники нажимает на педаль газа. ЭБУ рассчитывает оптимальный момент, давление и длительность впрыска. Сигнал от ЭБУ в виде короткого импульса поступает на электромагнитный клапан форсунки, которая распыляет горючее в камеру сгорания. Клапан имеет игольчатую конструкцию и проводится в действие индуктивной катушкой Bosch (Германия). Катушка работает от электромагнитного импульса 80V, что обеспечивает быстрый отклик. В некоторых моделях Common Rail установлен кварцевый элемент производства Siemens (Германия), который работает аналогично.
Причины, по которым возникают неисправности форсунок:
- сбой в работе ЭБУ ECU;
- использование топлива ненадлежащего качества;
- неисправность в электроцепи;
- механическая поломка клапана;
- неправильный монтаж;
- высокое содержание абразивных частиц в топливе.
Демонтаж и диагностика форсунки с ДВС
Диагностика и ремонт системы впрыска начинается с ее демонтажа. Для снятия распылителя необходим специальный инструмент. При наличии ржавчины или налета грязи выкручивание форсунки затруднено. В этом случае загрязнения нужно удалить струей сжатого воздуха. Резьбу рекомендуется обработать смазкой типа WD-40, помогающей снизить трение и улучшить скольжение.
После очистки на форсунку надевается демонтирующий блок, конструкция которого включает блокирующую гайку и патрон. Распылитель выкручивается из ДВС. При этом двигатель должен быть холодным.
Диагностика распылительной форсунки выполняется на тестировочном стенде. Проверка на стенде позволяет выявить неисправность и сделать вывод о работоспособности распылителя.
Ремонт распылителя
Для ремонта форсунка разбирается на составные части. После разборки стволовой канал детали оценивается на степень износа с помощью оптического прибора. Мастер устанавливает, пригодна ли форсунка к ремонту. Затем осуществляется чистка ультразвуком. УЗ-излучение эффективно очищает металлические поверхности ль углеродистых отложений, негативно влияющих на движение штока. Мастер оценивает, насколько поврежден коррозией и выработан клапан. Коррозия на клапане образуется из-за постепенного вымывания металла взвешенными частицами, содержащимися в топливе. При значительном износе, который превышает допустимые значения, установленные производителем, топливо будет распыляться не полностью. Неработоспособная форсунка приведет к преждевременному износу двигателя.
По истечению ресурса эксплуатации или раньше форсунка подлежит замене. Если своевременно не заменить распылитель, то в камеру сгорания будет поступать слишком много топлива. Это не только увеличит его расход, но и приведет к быстрому загрязнению и выходу из строя сажевого фильтра. У ремонтопригодной форсунки, как правило, подлежит замене кольцевая пластинка, которая дозирует впрыск топлива. Замена пластины обходится намного дешевле, чем всего распылителя.
Что делать с нерабочей форсункой?
Система подачи топлива Common Rail имеет сложную конструкцию. Техобслуживание и ремонт оборудования в условиях гаража невозможно. Демонтаж, диагностика и ремонтные работы требуют наличия специального оборудования и инструментов. Для выполнения ремонта мастер должен иметь соотвествующую квалификацию. Все элементы системы Common Rail должны проходить ТО в специализированных автоцентрах.